Главная /
Статьи / Цвингли - апологет швейцарской Реформации
Ульрих Цвингли - илеолог швейцарской Реформации. Родился 1.01.1484 в Вильдхаусе в Швейцарии, в семье среднего достатка и был третьим из восьми сыновей. Свое начальное образование Цвингли получил в Везене под руководством своего дяди-священника, там же он посещал школу св. Теодора. Окончив школу, Цвингли отправился в Берн, где в это время преподавал известный швейцарский гуманист Шулер, затем продолжил обучение в Венском и Базельском университетах. В 1506 он получил степень магистра богословия, и вскоре после этого принял сан священника. В 20-е гг. начался постепенный поворот Цвингли в сторону Реформации. В 1522 году он произнес речь в поддержку горожан, нарушивших пост. Помимо защиты согрешивших сограждан, Цвингли в своем выступлении потребовал отмены целибата для духовенства, обрушился на культ святых и провозгласил независимость верующих от Римского престола. В 1523 г. были опубликованы «67 тезисов» Цвингли, содержащие основные пункты нового учения, а спустя несколько месяцев в печати появилось «Изложение и обоснование 67 тезисов» на немецком языке. Тезисы Цвингли вызвали огромный резонанс в городе. Цюрихский совет принял решение о проведении диспута между новоявленным реформатором и сторонниками католической церкви. Убедительная победа Цвингли над его оппонентами, определила выбор совета в пользу Реформации.
В Цюрихе и его округе началось массовое закрытие монастырей, в которых устраивались школы и больницы. Был провозглашен запрет католической, из храмов были изгнаны музыка и живопись, большинство таинств и обрядов католической церкви упразднялись. В 1525 г. были изданы богословское сочинение Цвингли «Об истинной и ложной вере», а также ряд его работ, касавшихся церковного и государственного порядка.
Интерес к проповедям Цвингли был настолько велик, что огромный собор не мог вместить всех желающих послушать его. Он открывал людям истину постепенно, не ошеломляя сразу своих слушателей. Постепенно идеи Реформации распространялись в Цюрихе. Встревоженные противники объединились, чтобы дать должный отпор. Всего год прошел с тех пор, как в Вормсе Лютер ответил «нет» папе и императору, и теперь в Цюрихе все готовы заявить свое решительное «нет» папским требованиям.
По мере развития идей Реформации в Цюрихе произошли заметные перемены в жизни людей: сократилось количество преступлений, в обществе воцарились гармония и порядок. «Мир поселился в нашем городе, - писал Цвингли, - здесь нет ссор, лицемерия, зависти и раздоров. Откуда может прийти подобное согласие, как не от Господа и нашего учения, дарующего нам мир и «благочестие?".
Развивая и конкретизируя свое учение, Цвингли вступил в полемику с Лютером. В 1529 г. по инициативе гуманиста Мартина Буцера было организовано Марбургское собеседование между двумя знаменитыми реформаторами, которое закончилось безрезультатно. Основные расхождения во взглядах Лютера и Цвингли вызывал вопрос о евхаристии. Трактовка Цвингли была более радикальной. Он считал, что причастие является лишь воспоминанием о жертве Христа и отрицал реальность пресуществления даров в евхаристии. В конце 20-х годов Цвингли развил активную политическую деятельность по созданию в Швейцарии союза протестантских кантонов, который смог бы противостоять католическим, «лесным» кантонам. Т. н. 1-я Каппельская война завершилась победой протестантов. Однако во втором столкновении 11 октября 1531 г. войско оказавшегося в изоляции Цюриха не смогло противостоять сводному ополчению католических кантонов и потерпело поражение. Цвингли, принимавший участие в сражении, был убит. После смерти Цвингли позиции его учения были несколько ослаблены, но благодаря стараниям Генриха Булингера цвинглианство вновь восстановило свое прежнее влияние в Цюрихе.
|